Коновалова Валентина Михайловна

Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

 Валентина Коновалова

Развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Театр – один из самых интересных и доступных видов искусства для детей. Значение театрального искусства заключается в познавательности, сопереживании, эмоциональности, воздействии художественного образа на личность.

Театрально-игровая деятельность помогает решить многие актуальные проблемы воспитания современных детей дошкольного возраста,связанные:

- с художественным образованием и формированием эстетического вкуса;

- с нравственным воспитанием и развитием коммуникативных качеств личности;

- с воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии и речи;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости;

- с решение конфликтных ситуаций через театрализованную игру.

Исследователь И. Г. Вечканова подчёркивает особую роль театрализованных игр в приобщении детей к литературному, драматическому и театральному искусству. При грамотном руководстве у дошкольников формируются представления о работе артистов, режиссёра, театрального художника, дирижёра. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив. Театральная постановка дарит радость и творцам и зрителям.

В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщённого представления о назначении искусства в жизни общества (С. А. Козлова, Т. А. Куликова).

Детям дошкольного возраста доступна внутренняя активность сопереживания, способность действовать в воображаемых обстоятельствах (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. С. Славина и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому в детях зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам (Л. И. Божович).

Развитие у дошкольников способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре происходит за счёт умения увидеть, проанализировать, драматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить свойства и условия её разрешения (О. А. Карабанова).

Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции и память приобретают качество произвольности. Смысл деятельности, эмоциональность и жизненность художественных произведений оказывают огромное влияние на поведение ребёнка (Б. М. Теплов). В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий (А. В. Запорожец, Я. З. Неверович).

Появление у детей дошкольного возраста замысла означает переход к творческой деятельности. В раннем возрасте ребёнок идёт от действия к мысли, у дошкольника развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Появление замысла в театрализованной игре связано с развитием творческого воображения (Л. С. Выготский)Развитиютворческого воображения способствуют специально подобранные игры и упражнения: игра «Гости»; игра «Поймай солнечный лучик»; игра «Кто я?» и др.

При создании драматического образа у ребёнка возникает необходимость самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые образы, использовать и преобразовывать прошлый опыт.

Таким образом, занятия театрализованной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе и почувствовать себя успешным.

Ссылка на публикацию: https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-teatralizovanoi-dejatelnosti-1430679.html

15 января 2022 в 23:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.